АВАНГАРДНЫЙ ДЖАЗ
(англ. Free jazz, Abstract jazz, New thing, New wave) —
направление, зародившееся в 60-е годы 20 века. Для него
характерно стремление освободить джаз от «оков» гармонии,
ритма, метра, традиционной структуры, сделать его
программной музыкой. Авангардный джаз опирается на новые
выразительные средства и технические приемы. Он полностью
подчинен целям исполнительского индивидуального и
коллективного самовыражения. Наиболее известные
представители — Орнет Коулмен, Сесил Тейлор, Дон
Черри, Арчи Шепл.
АНДЕРГРАУНД
(андеграунд) (англ. underground, букв. — подполье), термин,
возникший на Западе в конце 60-х годов 20 века в связи с
деятельностью «пиратских» радиостанций. В широком смысле
обозначает совокупность наиболее экстремальных и
радикальных музыкальных стилей и субкультур (например,
психоделический рок, панк-рок, хардкор и др.),
функционирующих (как правило, на первых этапах своего
развития) вне официального шоу-бизнеса.
АРТ-РОК
(англ. art rock, букв. — художественный рок), совокупность
форм, использующих в качестве музыкальной основы элементы
академической музыки (как в виде стилизаций, так и в форме
прямого заимствования мелодических фрагментов), или
применяющих характерный для нее инструментарий и
аранжировочные приемы. В зависимости от этих различий
имеют хождение также термины: симфорок (в случае, когда
речь идет о включении в музыку оркестровых эпизодов),
техно-рок (если акцент делается на техническую сложность
материала), барокко-рок (мелодические стилизации под
музыку Ренессанса с использованием — или имитацией
звучания — барочных инструментов). В 70-е годы, во время
расцвета арт-рока на Западе, его отечественные адепты не
имели адекватных технических средств, хотя к арт-року были
близки работы ленинградских групп «ЗЕРКАЛО» и «КРОНВЕРК»,
московской «ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО», донецкой «ДИАЛОГ», а также
ряда эстонских групп. В начале следующего десятилетия
отечественный арт-рок пережил краткий бум, связанный с
появлением на профсцене «АВТОГРАФА», «ДИАЛОГА», «РУИ», IN
SPE, «ИНТЕРВЬЮ» и т. п. Позже интерес к жанру начал резко
убывать, и сегодня он — удел немногих, но преданных
сторонников.
БАББЛГАМ
(от англ. bubblegum — вид надувной жевательной резинки,
которая при жевании образует пузыри), разновидность
поп-музыки конца 60-х годов 20 века (термин появился в
1968), предназначенная главным образом для детской и
подростковой аудитории. Отличалась крайней элементарностью
текстов и музыки, представляющих собой многократное
повторение одного и того же словосочетания и мелодической
формулы (Дэвид Кэссиди, OHIO EXPRESS, BAY CITY ROLLERS и
др.).
БАРД-РОК,
одно из направлений российской рок-музыки. Развивался под
влиянием серьезной поэзии и особенно бардовской (авторской)
песни (В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава)
с конца 1970-х годов. Стилистически безупречный образец
бард-рока первой продемонстрировала группа «АКВАРИУМ»
Б. Гребенщикова, а также «МАШИНА ВРЕМЕНИ» А.
Макаревича, «ПОСЛЕДНИЙ ШАНС», «ТАМБУРИН».
БАРОККО-ДЖАЗ
(англ. baroque jazz), направление в джазе, связанное с
практикой джазовой интерпретации европейской музыки
барокко, а также с опытом создания джазменами произведений
в духе этой музыки. Наиболее ранние образцы барокко-джаза
относятся к периоду свинга. Из современных его
представителей наибольшей известностью пользуются
вокальный ансамбль SWINGLE SINGERS и пианист Жак Лусье.
БАРОККО-РОК
(англ. baroque rock), разновидность арт-рока, использующая
в мелодической основе элементы музыки Ренессанса, барочный
инструментарий и аранжировку (Дэйви Грэм, Рой Харпер,
STEELEYE SPAN). В отечественных условиях часто
приближается к традициям фолк-барокко (см. Фолк-рок) «АКВАРИУМ»,
«ТАМБУРИН» и их последователи.
БИБОП
(боп) (англ. bebop), джазовый стиль,
сложившийся в начале 1940-х годов и открывший собой эпоху
модерн-джаза. Возникнув как реакция на повсеместное
распространение свинга, бибоп продолжает развивать его
принципы в использовании выразительных средств, но вместе
с тем обнаруживает ряд противоположных тенденций. В
отличие от свинга, большей частью представляющего собой
музыку больших коммерческих танцевальных оркестров, для
которой характерны европеизация джазового языка, приоритет
аранжировщика и композитора над импровизатором, а также
преобладание коллективного исполнения над сольным, бибоп —
это экспериментальное творческое направление в джазе,
связанное главным образом с практикой малых ансамблей (комбо)
и антикоммерческое по своей направленности. Это музыка,
создаваемая не для массового потребления, а для довольно
ограниченной аудитории знатоков и ценителей. Главной
фигурой здесь становится солист-импровизатор (в роли
которого может выступать любой участник ансамбля), в
совершенстве владеющий музыкальным инструментом (или
голосом), стремящийся к индивидуальному самовыражению.
Другие специфические черты бибопа: тенденция к возрождению
и одновременно обновлению традиций негритянского хот-стиля
(в этом смысле бибоп сближается с ривайвл-джазом);
новаторство в сфере мелодики, ритма, гармонии и
тональности; усиление фактора неожиданности,
непредсказуемости, нарушение регулярности движения,
склонность к асимметричным построениям, введение элементов
атональности и политональности; обилие хроматизмов,
диссонансов, кластеров, широкое применение брейков и
риффов, офф-бита.
В
области вокала утвердилась и получила дальнейшее развитие
заимствованная музыкантами бибопа из традиционного джаза
особая бестекстовая, слоговая техника исполнения — скэт.
Эта манера пения, благодаря отсутствию зависимости мелодии
и ритма от текста, открывает большие возможности для
свободной импровизации и для использования голоса как
виртуозного музыкального инструмента. От бибопа ведет
происхождение характерная разновидность скэта,
непосредственно связанная с имитацией звучания отдельных
инструментов, инструментальных групп, ансамблей и даже
больших оркестров, — так называемое «инструментальное
пение» (англ. instrumental vocal).
Еще одна
область экспериментирования музыкантов бибопа — освоение
латиноамериканских ритмов, фольклорного инструментария
народов Центральной и Южной Америки. Наиболее значительные
достижения в этой области принадлежат «афро-кубинскому
джазу» (другие названия данного направления — «ку-боп» или
«кубана-боп»); с ним также связаны попытки создания
биг-бэндов, играющих в стиле бибоп. Существенное влияние
бибоп оказал и на многие последующие стили современного
джаза (кул, хард-боп, модерн-свинг, фри-джаз и другие).
Основоположниками бибопа считаются саксофонист Чарли
Паркер, трубач «Диззи» Гиллеспи и пианист
Телониус Монк. Первые записи бибопа на пластинки сделаны в
1945.
БИТ-МУЗЫКА
(биг-бит) (англ. beat — удар), термин, относящийся к
раннему британскому року (первая половина 60-х годов 20
века). Распространился в странах Восточной Европы и СССР в
60-х — начале 70-х годов для определения молодежной
песенно-танцевальной музыки, близкой к року.
БЛЮЗ
(англ. blues от blue devils — меланхолия, уныние), понятие,
относящееся к сфере афро-американского музыкального
фольклора и джаза. Блюз как традиционный жанр
афро-американской музыки считается одним из наиболее
самобытных явлений негритянской музыкальной культуры. Он
тесно связан с африканскими истоками и имеет несомненное
родство со многими другими жанрами народной музыки негров
Южной, Центральной и Северной Америки. По мнению
исследователей, блюз развился из целого ряда вокальных
жанров фольклора североамериканских негров; среди этих
жанров наиболее важными являются: уорк-сонг (трудовая
песня, обычно исполняется солистом-запевалой и хором,
сопровождающая и ритмически организующая работу артели),
холлер (плантационная песня-перекличка) и особенно его
сольная импровизационная разновидность (hollering the
blues), негритянская баллада (в своих истоках восходящая к
африканским элегическим песням-плачам и эпическим песенным
жанрам) и спиричуэл (жанр религиозного хорового пения
негритянской общины). Вместе с тем фольклорный блюз
существенно отличается от названных жанров: это сольный
песенный жанр светского характера, выражающий глубоко
личные переживания, насыщенный драматизмом и внутренней
конфликтностью, но содержащий также элементы юмора, иронии,
социальной сатиры. Специфика блюза проявляется, кроме того,
в особом строении поэтической строфы и своеобразии
музыкальной формы, в использовании определенного круга
выразительных средств, в инструментарии, в манере
исполнения. Метафоричность образов, импровизационность
музыки и текста, применение полиритмии и синкопирования,
лабильность интонации, метроритмическая конфликтность,
респонсорный (вопросо-ответный) принцип формообразования,
специфическая тембровая окраска звучания голоса или
инструмента — эти и другие качества блюза придают ему ярко
индивидуальный, неповторимый облик.
Понятие
«блюз» имеет целый ряд значений: 1) в широком смысле как
музыкальное выражение особого миропонимания, связанное с
проявлением самосознания негра, его свободолюбия и
протеста против социальной несправедливости, с идеей
освобождения через страдание, в чем-то родственной
античному катарсису; 2) как характерное
эмоционально-психологическое состояние музыканта или
слушателя, возникающее при исполнении или восприятии блюза
(так называемое blue feeling — «блюзовое чувство»); 3) как
стиль, манера, способ музыкального высказывания, некое «блюзовое
качество», присущее мышлению музыканта-исполнителя или
композитора, музыкальному произведению, предполагающее
использование типичных для блюза приемов интонирования,
артикуляции, фразировки и других выразительных средств,
способствующих созданию блюзового колорита (в связи с этим
принято говорить о «блюзовой традиции», о том, что
произведение написано «в блюзовом стиле» или исполнено «в
блюзовой манере» — независимо от того, относится ли оно к
жанру блюза); 4) как собственно музыкальный жанр с
присущим ему своеобразием содержания и средств выражения,
исполнительской манеры, инструментария и др.; 5) как
музыкальная форма (чаще всего термин «блюзовая форма»
употребляется по отношению к традиционной куплетной
12-тактовой вопросоответной структуре ААВ с повторенным «вопросом»
А и однократным «ответом» В; 6) как комплекс
музыкально-выразительных средств, музыкальных идиом,
исполнительских приемов, свойственных блюзу, — данная
трактовка понятия отражена в таких терминах, как «блюзовая
интонация», «блюзовые тоны» (blue notes), «блюзовое
звучание» (blue sound), «блюзовая гармония», «блюзовый
звукоряд» (blue scale), «блюзовая каденция» (D-S-Т), «блюзовый
квадрат» (функционально-гармоническая модель, на которую
опирается тема блюза и которая служит «остинатно»
выдерживаемой основой для импровизации), blue blowing (способ
игры на духовых инструментах, при котором высота тона
непостоянна, лабильна, а тембр имеет специфически «блюзовую»
окраску), «блюзовый инструментарий» (инструменты, на
которых достигается «блюзовое» качество звучания) и т. д.
Классификация блюза может быть дополнена следующими его
разновидностями: 1) по принадлежности к устной традиции
или композиторскому творчеству — так называемые «первичные»
и «вторичные» блюзы; 2) по содержанию — драматический и
лирический блюз; 3) по манере исполнения — шаут-блюз (основанный
на декламационной, «криковой» манере) и мелодический блюз
(отличающийся большей напевностью, кантиленностью); 4) по
средствам исполнения — вокальный,
вокально-инструментальный, инструментальный; комбо-блюз (исполняемый
малыми ансамблями) и биг-бэнд-блюз (исполняемый большими
джазовыми оркестрами); 5) по степени аутентичности —
аутентичный блюз и псевдо- или квазиблюз с их
разновидностями (тин-пэн-элли-блюз, бродвейский блюз,
свит-блюз; сюда относятся также произведения «в духе блюза»,
созданные некоторыми академическими композиторами,
например, Равелем, Мийо, Гершвином, Коплендом, Онеггером,
Мартину, Шульхоффом и др.); 6) по историческим типам —
архаический, или сельский блюз (приблизительно 1850—1890),
классический, или городской блюз (приблизительно
1900—1935), современный, или постклассический блюз (другие
его названия — эклектический блюз, софистикэйтед-блюз,
модерн-блюз, блюз в стиле свинг (blues in swing;
приблизительно с 1930). К числу жанровых и стилевых
модификаций блюза в джазе относятся, в частности,
джиг-пиано-блюз, баррел-хаус-блюз, буги-вуги;
ритм-энд-блюз, фанки, соул, джаз-рок. Блюзовая традиция
представлена практически во всех важнейших стилях джаза;
не избежали ее влияния и современные направления джазового
авангардизма, и так называемое «третье течение». Блюзовые
идиомы — нередко в трансформированном, искаженном или
упрощенном виде — широко используются в
популярно-развлекательной и танцевальной музыке нашего
века (например, они определяют характерность таких модных
в свое время танцев, как рок-н-ролл, твист, мэдисон и
других). Блюзовые элементы являются неотъемлемыми
атрибутами многих стилевых форм современной поп- и
рок-музыки. Коммерциализация блюза началась примерно с
1930, хотя всеобщую известность он получил еще в 1914
благодаря популяризаторской и творческой деятельности У.
К. Хэнди, прозванного «отцом блюза».
Оркестровый блюз впервые был записан на грампластинку в
1921 (джазовыми коллективами NEW ORLEANS RHYTHM KINGS и
KID ORY'S SUNSHINE ORCHESTRA), кантри-блюз (сельский блюз)
— в 1924—1925 («Блайнд Лемон» Джефферсон и «Папа» Чарли
Джексон), классический — в 1920 («Мэми» Смит), современный
— в 1933 (Билли Холидей). Термин «блюз» как название
самобытного жанра негритянского фольклора впервые вошел в
обиход в 1912 (по данным американского историка джаза Б.
Уланова). Под влиянием блюза возникло так называемое «блюзовое»
направление в поэзии (Л. Хьюз, Дж. Керуак), литературе (Дж.
Болдуин, С. Фицджеральд), театре (Ю. О’Нил, Т. Уильямс) и
других видах искусства.
БРЕЙК
(брэйк) (англ. break — удар, разрыв), короткая
мелодическая или ритмическая импровизационная вставка,
исполняемая солистом (реже — несколькими солистами) в
дополнение к какому-либо разделу джазовой пьесы (обычно
перед основными сольными эпизодами или перед
заключительным коллективным исполнением темы. Во время
исполнения брейка ансамблевое звучание, как правило,
прерывается. Этот прием называется «стоп-тайм» (stop time,
букв. — остановка). Брейк — весьма важное выразительное
средство в джазе, динамизирующее процесс восприятия. Он
нарушает регулярность чередования разделов пьесы (разновидность
так называемой «структурной синкопы») и равномерность
опорной метрической пульсации, наряду с этим усиливая
ожидание слушателем восстановления ансамблевого
аккомпанемента. Первоначально брейки возникли в блюзе, где
они выступали в роли инструментальных ответов на вокальную
строфу или фразу. Широкое применение они нашли в
классическом джазе и практике ранних свинговых оркестров (см.
Свинг), впоследствии сохранив свое значение и в
современных джазовых стилях.
БРЕЙКБИТ
(англ. breakbeat), стиль современной танцевальной музыки.
Основан на использовании ускоренных хип-хоповых драм-лупов.
Часто музыканты любят подмешивать и всевозможные
реггей-ходы, так как почти все реггей-композиции сделаны
на скорости 65-80 ударов в минуту, а брейкбит как раз в
два раза быстрее. Брейкбит очень хорош для создания
активного движения и превращения танцпола в место
танцевального сумасшествия, но при этом его гипнотический
эффект теряется.
БУГИ-ВУГИ
(англ. boogie woogie), фортепианный блюзовый стиль, одна
из наиболее ранних разновидностей негритянской
инструментальной музыки. Вероятнее всего, этот стиль
возник в результате перенесения в практику фортепианного
музицирования североамериканских негров техники игры на
гитаре и банджо, использовавшейся при сопровождении
фольклорного блюзового пения. Стиль буги-вуги сложился
приблизительно к концу 19 века на Среднем Западе (по
другим данным, в городах южных штатов США), известность
приобрел в 1910-е годы. Классические его образцы относятся
к 20-м годам (одним из главных центров его расцвета стал
чикагский Саут-Сайд). Запись буги-вуги на пластинку
впервые сделана в 1928 (Кларенс «Пайнтоп» Сит). В начале
30-х годов 20 века стиль буги-вуги вошел в исполнительскую
практику больших свинговых оркестров (биг-бэндов) и малых
ансамблей (комбо). В дальнейшем он подвергся
коммерциализации, отчасти утратив свой первоначальный
облик. В 1936 начался период возрождения его традиционных
форм. Характерные черты фортепианного буги-вуги:
импровизационность, техническая виртуозность,
специфический тип аккомпанемента — моторная остинатная
фигурация в партии левой руки пианиста (так называемый
walking bass, букв. — блуждающий бас), преобладание
непрерывного ритмического движения в виде ровных восьмых
длительностей, триолей или пунктирного «шаркающего» ритма
(shuffle rhythm), опора на гармонический «квадрат» блюза,
обилие параллелизмов и кластеров, разрыв (до двух-трех
октав) между басом и мелодией, ударная манера
звукоизвлечения, отказ от применения педали (звучание
продлевается чаще всего с помощью тремоло, трелей или
репетиций), насыщенность риффами и брейками, широкое
применение офф-бита. Известные представители классического
буги-вуги: Дж. Янси, «Пайн-топ» Смит, К. Лофтон, Д. Берли,
Дж. П. Джонсон, «Кау Кау» Дэйвенпорт, С. Прайс, «Спеклед
Ред», М. Тейлор, П. Джонсон, Г. Браун, Р. Нельсон, А.
Аммонс, Дж. Альтхеймер, «ЛИТЛ БРАЗЕРС», «Фэтс» Уоллер,
Э. Хайнс, А. Тейтум, а также Ф. Мелроуз, Дж. Зак, А.
Хоудс и Дж. Уитвер. Другие названия буги-вуги:
брейкдаун (в Чикаго), fast Texas blues и fast western (на
Среднем Западе).
ГЛИТТЕР-РОК
(англ. glitter rock, от glitter — сверкающий, блестящий и
рок), разновидность рока, возник в начале 70-х годов 20
века как очевидная антитеза напыщенности арт-рока и «серьезности»
прогрессивного рока. Был представлен именами Гэри Глиттера,
Элвина Стардаста, THE GLITTER BAND и других
исполнителей, в оттесненных в европейские клубы
мерси-битом и двумя блюзовыми волнами. Характеризовался
ориентацией на прямолинейный рок-н-ролл в его классических
формах и эффектным внешним видом исполнителей. Сошел на
нет к середине 70-х годов, хотя его элементы продолжают
привлекать внимание музыкантов и доныне. Почти образцовым
примером глиттер-рока может служить харьковская группа «КПП».
ГЛЭМ-РОК
(англ. glam rock, от glamourous — эффектный), чуть более «интеллектуальная»,
нежели глиттер-рок, и гораздо менее ортодоксальная в
выборе изобразительных средств форма коммерческой музыки
70-х годов 20 века. Именно глэм-рок ввел в употребление
эзотерический макияж, мужскую бижутерию, эклектическую
костюмерию, позднее в куда более массовых масштабах
использованные «неоромантической» ветвью «новой волны». В
музыкальном отношении глэм-рок был еще менее однороден,
совмещая рок-н-ролл, хард- и арт-рок, откровенную эстраду
и традиции довоенного английского кабаре. На отечественной
сцене глэм-рок практически не прижился, хотя его элементы
наблюдаются в сценической экипировке ряда групп «филармонического
металла» (см. Филармонический рок).
ГОСПЕЛ
(англ. gospel — евангелие), представляет собой жанр
сольной евангелической песни, создаваемой не в процессе
стихийной коллективной импровизации на тему традиционного
религиозного гимна, а чаще всего профессиональными
авторами — композиторами и поэтами (в частности, одним из
известных авторов текстов госпел-сонгов (евангелических
песен) был негритянский поэт Ленгстон Хьюз). В
госпел-сонге господствует личное, индивидуальное начало,
имеется много общих черт с балладой и блюзом, а также с
европейскими жанрами ариозного пения, вокализа. Госпел
обычно исполняется под аккомпанемент фортепиано или
небольшого инструментального ансамбля (реже с участием
хора и оркестра). Кроме того, важно, что госпел не
является частью религиозной церемонии и имеет скорее
художественное, чем прикладное значение. Возникают
несколько видов госпелов. Это джюбили, сонг-сермон и
ринг-шаут.
ДЖАЗ
(англ. jazz), род профессионального музыкального искусства,
сложившийся на рубеже 19—20 веков в результате синтеза
европейской и африканской музыкальной культуры и
утвердившийся прежде всего в негритянской среде в США.
Основные черты джаза — основополагающая роль ритма,
мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного
движения, импровизационное начало и т. д. Джазом также
называют оркестр, состоящий преимущественно из духовых,
ударных и шумовых инструментов, предназначенных для
исполнения такой музыки.
Происхождение термина до конца не выяснено. Современное
его написание — jazz — утвердилось в 1920-е годы. До этого
были известны другие варианты: chas, jasm, gism, jas, jass,
jaz. Существует немало версий происхождения слова «джаз»,
в том числе следующие: от французского jaser (болтать,
говорить скороговоркой); от английского chase (гнаться,
преследовать); от африканского jaiza (название
определенного типа звучания барабанов); от арабского jazib
(соблазнитель); от имен легендарных джазовых музыкантов —
chas (от Charles), jas (от Jasper); от звукоподражания
jass, имитирующего звучание африканских медных тарелок, и
др. Есть основания предполагать, что слово «джаз»
употреблялось еще в середине 19 века как название
экстатического, ободряющего выкрика у негров. Согласно
некоторым источникам, в 1880-х годах оно было в ходу у
новоорлеанских креолов, которые употребляли его в значении
«ускорять», «убыстрять» — применительно к быстрой
синкопированной музыке. По данным М. Стернса, в 1910-х
годах это слово бытовало в Чикаго и имело «не вполне
пристойный смысл». В печати — в связи с музыкой — оно
встречается впервые в 1913 (в одной из сан-францисских
газет). В 1915 г. оно вошло в название джазового оркестра
Т. Брауна (TORN BROWN'S DIXIELAND JASS BAND), выступавшего
в Чикаго, а в 1917 появилось на грампластинке, записанной
знаменитым новоорлеанским оркестром ORIGINAL DIXIELAND
JAZZ (JASS) BAND.
ДЖАЗ-РОК,
жанр, характеризующийся использованием принципов джазовой
импровизации в традиционных рок-форматах. Сложился в конце
60-х годов 20 века в США под влиянием работ Майлза Дэвиса
и его учеников, пытавшихся сделать свою музыку более ясной
и доступной, в то же время не опускаясь до
развлекательного уровня. Бум «интеллектуального» рока и
новизна стиля сделали его крайне популярным в середине
70-х годов. Позднее джаз-рок распался на несколько более
специфических форм, часть его адептов вернулась к
традиционному джазу, некоторые пришли к откровенной
поп-музыке и лишь немногие продолжали искать пути для
более глубокого взаимопроникновения джаза и рока.
Современные формы джаз-рока более известны как фьюжн (англ.
fusion — сплав). Часто называемые в числе главных
представителей джаз-рока группы BLOOD SWEAT & TEARS и
CHICAGO на практике отношения к нему не имеют и играют
обычный поп-материал с использованием в аранжировках
риффов (реже — соло) духовых. Изредка к ним применяют
определение брасс-рок (англ. brass — медные духовые
инструменты).
ДЖАНГЛ
(англ. jungle), стиль современной танцевальной музыки.
Является сплавом европейских и африканских культурных
традиций. В начале 90-х годов 20 века произошло
взаимопроникновение быстрых африканских ритмов и мягких
европейских эмбиентных звуков и народных инструментов. В
джангл-ритмах не используется бас-бочка, вместо нее идет
мощный глухой суббас. По скорости этот стиль один из самых
энергичных (160-240 ударов в минуту). Окончательно как
направление джангл оформился к 1993 и с тех пор победно
шествует по клубам Европы и Америки.
ДИКСИЛЕНД
(от англ. Dixieland, букв. — страна Дикси — разговорное
обозначение южных штатов США, присоединившихся к
Конфедерации во время гражданской войны), одна из основных
разновидностей традиционного джаза. Термин введен в обиход
белыми музыкантами — создателями диксиленда (по названию
американского джазового ансамбля «ОРИДЖИНАЛ ДИКСИЛЕНД
ДЖАЗБЭНД», возникшего в Новом Орлеане около 1915). Со
временем ансамбли диксиленда стали ограничиваться
исполнением танцевальной и развлекательной музыки.
ДИСКО-МУЗЫКА
(англ. disco), музыкальный стиль, а также тип студийного
саунда, получивший широкое распространение в поп-музыке
второй половины 70-х годов. Связан с творчеством ряда
артистов (Глория Гейнор, Донна Саммер, VILLAGE PEOPLE
и др.), а также продюсеров (Джорджо Мородер, Нил Богарт,
Жан Моралли, Фредди Перен, Жан-Марк Серрон). Диско-мода
была поддержана культовым голливудским фильмом «Лихорадка
в субботу вечером» (1979). Музыкальная основа диско —
упрощенные фанк- и соул-музыка. Для ритмической сетки
диско-музыки характерна определенная частота ударов (приблизительно
120 в минуту), в аранжировке особое значение приобретают
синтезаторные эффекты при одновременной «инструментализации»
вокала. В середине 90-х годов диско-музыка вновь
переживает стилистическое возрождение в связи с общей
модой на танцевальную музыку.
ЗАЙДЕКО
(англ. zydeco), музыкальный стиль, сложившийся в
юго-западной Луизиане и представляющий собой смесь каджуна,
элементов блюза и ритм-энд-блюза.
ИНДАСТРИЭЛ
(англ. indastrial, букв. — индустриальный), музыкальный
стиль, использующий синтезаторы и самодельные инструменты
для извлечения различных звуков и шумов
индустриально-городского типа. Термин «индастриэл» возник
в 1976, когда музыканты группы THROBING GRISTLE создали
студию “Indastrial records”. Первыми из тех, кто
записывался на этой студии, были: VONTE CAZZAZZA, CLOCK
DVA, CABARET VOLTAIRE, LEATHER NUN, Уильям Берроуз
и, разумеется, сами THROBING GRISTLE. Несмотря на имевшие
место различия между музыкой этих исполнителей, всех их
объединяло одно — своим творчеством они выражали протест
против политического и социального строя общества того
времени. «Индустриалисты» считали себя не просто
музыкальным движением, а представителями альтернативной
культуры, которая противопоставлялась культуре
традиционной. Основными характерными чертами «индустриальных»
групп того периода было: сознательное решение записываться
на независимых студиях; широкое использование синтезаторов,
а также всевозможных подручных средств для извлечения
альтернативных «звуков без смысла», которые являлись неким
противовесом традиционной музыке, своего рода анти-музыкой;
использование соответствующего видеооформления.
Конец
70-х — начало 80-х годов — период таких групп как NON, SPK,
EINSTUERZENDE NEUBAUTEN, TEST DEPARTMENT, LAIBACH,
RHYTHM AND NOISE, ONO, TRIAL. Их музыка была уже не
настолько социально остра, как в 70-е годы. Если же
говорить о современном «индастриэле», то он еще более
мягок и иногда даже мелодичен. Сегодня это скорее
электронная музыка, имеющая своеобразный танцевальный ритм,
в который вклиниваются резкие звуки и различные
немузыкальные шумы. Такой
«индастриэл»
играют
SKINNY PUPPY, REVOLBING COCKS, MINISTRY, FRONT 242,
FRONT LINE ASSEMBLY.
ИНДЕПЕНДЕНТ-РОК
(англ. independent rock — независимый рок), понятие,
относящееся к исполнителям, не имеющим контракта с
крупными фирмами звукозаписи, и, следовательно, не
зависящим от господствующих на поп-рынках стереотипов. К
стилю понятие «индепендент» не имеет отношения, поэтому в
списках «инди-чартов» прекрасно уживаются конформные
DEPECHE MODE или Кайли Миног с радикалами типа
BUTTHOLE SURFERS и металлический KREATOR с
романтическими PIXIES. В России, где контрактная система в
сфере грамзаписи (как, впрочем, и сама эта сфера)
практически не развита, понятие «индепендент» лишено
содержания. Как правило, это определение относится к
группам, в своем творчестве следующим тем или иным
представителям западной инди-сцены.
КАЛИПСО
(calypco) — танцевально-песенный жанр афро-американского
фольклора Вест-Индских островов. Восходит в своих истоках
к традиционным африканским жанрам «иронического» пения (тексты
калипсо, как правило, носят сатирический, моралистический
или даже социально-критический характер, комментируют
актуальные, злободневные темы, часто посвящены тяжелой
доле негра). Имеет значительное сходство с
североамериканским блюзом и родственными ему жанрами. Для
традиционных форм калипсо характерны респонсорное пение (вопросо-ответная
перекличка запевалы и хора), использование полиметрии и
полиритмии, парландо (нарочито ускоренное произнесение
текста), преобладание в гармонии доминантовых аккордов. На
Тринидаде танцевальная разновидность калипсо бытует также
под названием «пасео», на Ямайке аналогичный жанр
называется «менто». Одним из известных исполнителей
калипсо был Гарри Белафонте, популярность которого
послужила стимулом для коммерциализации данного жанра и
возникновению на его основе ряда модных американских
танцев, содержащих также ритмические элементы румбы, самбы
и мамбо.
КАНТРИ
(от англ. country — сельский, деревенский), развившаяся из
фольклорных истоков традиционная песенно-инструментальная
музыкальная культура белого населения юго-восточных и
западных районов США. Сложилась в начале 20 века в
результате смешения архаических форм музыкального
фольклора европейских иммигрантов. Первоначально бытовала
главным образом в сельской местности под названием «фолк-мьюзик»
(folk musik, сокращенно folk). После Первой мировой войны
получила широкое распространение благодаря грамзаписи и
радио, к 40-м годам постепенно коммерциализировалась.
Вместе с ковбойскими песнями Запада — «вестернами» —
приобрела популярность в городской среде под названием «кантри-энд-вестерн»
(country and western, сокращенно С & W). В некоторых своих
разновидностях — например, в музыке «блюграсс» (bluegrass)
— обнаруживает негритянские влияния. В настоящее время
почти целиком относится к сфере коммерческой популярной
музыки.
КАНТРИ-ЭНД-ВЕСТЕРН
(англ. country and western, букв. — сельский и западный),
собирательное название коммерциализированных форм
американской «сельской» музыки (кантри). Стилевая основа —
баллады английских, шотландских и ирландских переселенцев.
Разновидности кантри-энд-вестерн — хиллбилли (наиболее
ранняя форма, получила распространение с 20-х годов 20
века), блюграсс (характерна для южных штатов США), каджун,
рокабилли. Для кантри-энд-вестерн в целом типичны простота
мелодических и гармонических структур, инструментальный
саунд, в котором большую роль играют банджо, скрипка,
акустические гитары, губная гармоника. Тексты в
кантри-энд-вестерн — преимущественно лирического,
шуточного или патриотического содержания. В современных
формах кантри-энд-вестерн интенсивно ассимилируются
элементы современной рок-музыки и ритм-энд-блюза.
КЛАССИЧЕСКИЙ ДЖАЗ
(англ. classic jazz), общепринятое суммирующее обозначение
ранних джазовых стилей, существование которых обычно
датируют с конца 19 века до второго десятилетия 20 века,
то есть до момента появления «белых» оркестров, игравших в
манере диксиленд.
КРЕОЛЬСКАЯ МУЗЫКА
(латиноамериканская музыка), понятие, обычно
противопоставляемое афро-американской музыкальной культуре.
Креолами (criollo, от испан. criar — взращивать,
вскармливать) в Америке принято называть представителей
коренного белого населения, потомков первых европейских
иммигрантов (главным образом, испанского происхождения), в
отличие от собственно европейцев, а также индейцев, негров
и других проживающих здесь этнических групп. В большинстве
испано-язычных стран (Мексика, Аргентина, Чили, Колумбия,
Панама, Венесуэла и др.) значительную часть креолов
составляют метисы (потомки от смешанных браков между
белыми и индианками), что накладывает характерный
отпечаток на господствующую в этих странах креольскую
культуру. В Бразилии (бывшая португальская колония), где
преобладает негритянское население, креолами называют и
тех, кто ведет свой род от африканских негров-рабов,
завезенных сюда белыми колонизаторами; креольская
музыкальная культура здесь заметно «африканизирована».
Ясно выраженная негроидность присутствует также в народной
музыке Кубы, Гаити, Доминики, Коста-Рики и других стран
Карибского бассейна и Вест-Индии, относящихся к «креольской
(латинской)» зоне. В США музыкальная культура цветных
креолов наиболее ярко представлена в южных штатах (прежде
всего в Луизиане с ее столицей Новым Орлеаном). Тесная ее
взаимосвязь с исконно негритянским фольклором послужила
предпосылкой для возникновения так называемого «креольского»
(или франко-креольского) джаза, внесшего важный вклад в
формирование новоорлеанского классического стиля.
Причисляя креольскую музыку Бразилии, Кубы и Гаити к
афро-американской музыкальной культуре и сопоставляя ее с
негритянским спиричуэлом, Сарджент хочет подчеркнуть не
только их общность (негроидность), но и отличия: спиричуэл
является примером европейских влияний на негритянскую
музыку; креольская музыка, напротив, демонстрирует роль
негритянских влияний на европейскую музыкальную культуру в
Америке.
КУЛ-ДЖАЗ
(от англ. cool jazz, букв. — холодный джаз), один из
стилей современного джаза, сформировавшийся на рубеже 40-х
— 50-х годов 20 века на основе развития достижений свинга
и бопа. Происхождение этого стиля прежде всего связано с
именем свингового саксофониста-негра Л. Янга,
разработавшего противоположную звуковому идеалу хот-джаза
«холодную» манеру звукоизвлечения (так называемого Lester
sound); он же ввел впервые в обиход сам термин «кул».
Кроме того, предпосылки кул-джаза обнаруживаются в
творчестве многих музыкантов бибопа — таких, например, как
Ч. Паркер, Т. Монк, М. Дэвис, Дж. Льюис, М. Джексон и
других. Вместе с тем кул-джаз имеет существенные отличия
от бопа. Это проявилось в отходе от тех традиций хот-джаза,
которым следовал боп, в отказе от чрезмерной ритмической
экспрессивности и интонационной неустойчивости, от
нарочитого подчеркивания специфически негритянского
колорита. Кул-джазу присущи такие черты, как эмоциональная
сдержанность, усиление интеллектуального начала, возросшая
роль композиции, аранжировки, формы и гармонии, усложнение
тонально-модуляционной логики, использование элементов
политональности и атональности, полифонизация фактуры,
тенденция к сближению с европейской академической музыкой.
Кул исполняется как малыми ансамблями (комбо), так и
большими оркестрами, в состав которых нередко включаются
нетипичные для джаза инструменты симфонического оркестра.
Влияние кул-джаза сказалось на развитии других современных
джазовых стилей, особенно джаза Западного побережья и «третьего
течения». Наиболее известные музыканты кула (кроме
упомянутых) — Д. Брубек, Дж. Ширинг, Л. Тристано, Б. Ивенс,
П. Дезмонд, С. Гетц, «Шорти» Роджерс, Л. Кониц, «Зут» Симе,
Дж. Гифрд, Б. Брукмейер, Ш. Мэнн, Г. Ивенс и другие.
|