:: Guitar Portal 3 >> статьи >> музыкальные стили - часть 2 (М-С)
:: статьи

:: Музыкальные стили - часть 2 (М-С)

- составитель: Zheka             :: по материалам "Кирилл и Мефодий - энциклопедия рока, джаза и поп-музыки `98"

- МОДАЛЬНЫЙ ДЖАЗ -

- МОДЕРН-ДЖАЗ -

- НЕОРОМАНТИЗМ -

- НОВАЯ ВОЛНА -

- НОВООРЛЕАНСКИЙ -

- НЬЮ-ЭЙДЖ -

- ПАНК-ДЖАЗ -

- ПАНК-РОК -

- ПОП-МУЗЫКА -

- ПОП-РОК -

- ПОСТ-ПАНК -

- ПРОГРЕССИВ -

- РЕГГЕЙ -

- РЕГТАЙМ -

- РЕТРО -

- РИТМ-ЭНД-БЛЮЗ -

- РОКАБИЛЛИ -

- РОК-МУЗЫКА -

- РОК-Н-РОЛЛ -

- РОК-ОПЕРА -

- РУССКИЙ РОК -

- РЭЙВ -

- РЭП -

- СВИТ-МУЗЫКА -

- СИМФОДЖАЗ -

- СКА -

- СОУЛ -

- СОФИСТИКЭЙТЕД-ДЖАЗ -

МОДАЛЬНЫЙ ДЖАЗ (англ. modale jazz), направление, возникшее в 60-х годах 20 века. В его основе лежит ладовый принцип организации музыки. В отличие от традиционного джаза, в модальном джазе гармоническая основа заменена ладами — дорийским, фригийским, лидийским, пентатоническим и другими звукорядами как европейского, так и неевропейского происхождения. В соответствии с этим в модальном джазе сложился особый тип импровизации: стимулы развития музыканты ищут не в смене аккордов, а в подчеркивании особенностей лада, в полиладовых наложениях и т. п. Это направление представляют такие выдающиеся музыканты, как Телониус Монк, Майлс Дэвис, Джон Колтрейн, Джордж Рассел, Дон Черри.

МОДЕРН-ДЖАЗ (англ. modern jazz — современный джаз), термин, которым принято обозначать стили и направления джаза, возникшие после «эры свинга». Первым значительным стилем модерн-джаза считается бибоп.

НЕОРОМАНТИЗМ (новая романтика), направление, возникшее как реакция на нигилизм, социальную активность и звуковую анархию панк-рока и породившее на рубеже 80-х годов 20 века эскапистско-эзотерическое и малочисленное поначалу движение («блиц», «культ без названия» и т. п.), основными атрибутами которого были эффектные и карнавально-пестрые наряды и танцы (в особых клубах) под черную поп-музыку 60-х годов (соул, ска) и 70-х годов (фанк, реггей). Очень скоро движение, за которым закрепилось название «новых романтиков», стало массовым и породило собственную музыку, источниками вдохновения для которой служили те же четыре компонента. Важным элементом формирования собственного языка стали для «романтиков» дорогостоящие постановочные видеоклипы, сделавшие имя таким группам как DURAN DURAN или CULTURE CLUB. Позже первоначальное разнообразие стилистических компонентов уступило место монотонной компьютерной поп-музыке (техно-поп, техно-флэш) чисто функционального назначения. В СССР неоромантика была поначалу воспринята чисто механически — как любое поветрие с Запада, хотя наиболее талантливые исполнители быстро ассимилировали ее основные понятия, характерную тембровую палитру и экзистенциальное мировоззрение, создав действительно «новую музыку для нового поколения» («КИНО», «ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА» и ряд других групп из Москвы, Ленинграда, Киева).

НОВАЯ ВОЛНА (англ. new wave), течение в поп- и рок-музыке (термин появился в 1977). Основа — панк-рок, вокруг которого сформировался конгломерат различных стилей и направлений, как новых (пост-панк, готический рок, хардкор, техно, хип-хоп) так и возрожденных (неопсиходелия, неорокабилли; см. Психоделика, Рокабилли), эстетических программ и установок (связанных с культивированием таких форм этнической музыки, как реггей или ска). Для музыки «новой волны» в целом характерны изощренный электронный саунд, танцевальная ритмическая основа, лаконичность композиции. Большое значение приобретают внемузыкальные факторы, в том числе имидж артистов, их одежда и грим, сценическое оформление шоу, новые телевизионные жанры подачи музыки — прежде всего видеоклипы. Под понятием «новая волна» в основном подразумевается поп-музыка конца 70-х — первой половины 80-х годов. Музыка «новой волны» оказала влияние на ряд отечественных рок-групп («АКВАРИУМ», «ЗВУКИ МУ», «ЦЕНТР», «КИНО» и др.).

НОВООРЛЕАНСКИЙ (нью-орлеанский) СТИЛЬ (англ. New Orleans style), стиль, сложившийся к концу прошлого столетия, до некоторого времени считавшийся исторически первым джазовым стилем, а американский город Новый Орлеан в штате Луизиана — колыбелью джаза. Установлено, однако, что независимо от Нового Орлеана примерно с середины 19 века в различных городах Юга и Среднего Запада США (Мемфис, Канзас-Сити, Сент-Луис, Даллас и других) существовала и развивалась музыка, родственная джазу. Легенда о Новом Орлеане не утратила своего значения, но приобрела иной смысл: этот город стали называть не родиной, а столицей раннего джаза, хотя понятие «новоорлеанский стиль» еще нередко употребляется как синоним всего традиционного джаза в его исконных формах.

В более строгом смысле термин «новоорлеанский стиль» принято относить к самобытному импровизационному негритянскому джазу Нового Орлеана в отличие от возникшего в подражание ему евро-американского типа джазовой музыки, известного под названием «диксиленд». Исследователями различаются также архаический и классический стили традиционного джаза, представленные как в новоорлеанской, так и в других его местных разновидностях.

Архаический новоорлеанский джаз, по мнению историков, существовал приблизительно с середины до начала 90-х годов 19 века. Формы бытования, синкретизм и этническое своеобразие указывают на его принадлежность к афро-американскому фольклору (отсюда еще одно его название — «фольклорный джаз»), но ему присущи и тенденции, характерные для более зрелых форм музицирования: рост профессионализма, постепенное освобождение от прикладных функций и превращение в музыку для слушания (элемент концертности), переход от традиционных песенных жанров с примитивным инструментальным сопровождением к более развитым инструментально-ансамблевым, а затем и оркестровым жанрам. Другие его черты: использование разнообразной метроритмической техники (сочетание приемов полиритмии и перекрестной ритмики с устойчивой основной метрической пульсацией); интенсивное синкопирование (см. Синкопа); упругий и эластичный pushing beat (буквально подпрыгивающий, подталкивающий бит); drive (напористый и устремленный тип движения, создающий иллюзию постоянного ускорения темпа); наличие самостоятельной ритм-группы; коллективная импровизация и др. Мелодическое развертывание основывалось на принципе строфического варьирования; характерное для классического стиля респонсорное (вопросо-ответное) взаимодействие голосов ансамбля отсутствовало; преобладало многоголосие скорее гетерофонного, чем чисто полифонического типа. Гармония в европейском смысле еще не вполне была освоена; состав ансамбля не отличался постоянством, инструменты и инструментальные группы не имели определенных функций.

Процесс формирования архаического стиля тесно связан с некоторыми социальными условиями, прежде всего с окончанием Гражданской войны в США (1861—1865) и отменой рабства в южных штатах. Из сельских местностей негры стали перебираться в города, где быстрее стирались пережитки рабовладения. Благоприятная культурная среда, многообразие национальных традиций и жанров городского искусства тоже сыграли не последнюю роль, как и открывшаяся перед неграми возможность сделать музыку своей профессией. Важным стимулом было и то, что после роспуска военных оркестров на внутренний рынок поступили в большом количестве духовые и ударные музыкальные инструменты, продававшиеся по вполне доступной цене. Закономерно поэтому, что первые оркестры архаического джаза преимущественно были духовыми. Они принимали участие в праздниках, карнавалах, уличных шествиях и даже в церковных службах, в исполнении спиричуэлов. Создавались они по образцу военных «марширующих оркестров», а также отчасти креольских салонных оркестров (society orchestras) и исполняли сходный репертуар (марши, регтаймы, популярные песенные мелодии, бытовые танцы), но, конечно, в типично негритянской синкопической манере, в импровизационном духе. Архаический джаз возник как имитация неграми европейской духовой музыки, но впоследствии сам стал объектом подражания. Подлинных образцов архаического «марширующего джаза» (marching band jazz, street band jazz) не сохранилось.

Период классического новоорлеанского стиля (около 1890—1928) начался с переходом негритянской фольклорной музыки в городские дансинги и увеселительные заведения, т.е. в связи с ее «обобществлением». Расширился состав оркестров, поскольку появилась возможность использовать инструменты, которые не могли применяться в «марширующих оркестрах» архаического джаза (фортепиано, контрабас, банджо, гитара, сложный набор ударных). Окончательно сформировались инструментальные группы — ритмическая (банджо, духовой или струнный бас, ударные и фортепиано) и мелодическая (корнет или труба, кларнет и тромбон); определились функции соло и ансамбля, а также роль импровизации и аранжировки; получила широкое применение респонсорная техника (см. Респонсорное пение), восходящая к традициям блюза и уорк-сонга. Утвердился новый тип многоголосия (импровизационная полифония на монометрической основе), усложнились принципы модальной организации в гармонии и ритмике, возросла роль сольной импровизации при сохранении главенства коллективного музицирования. Более разнообразными стали типы долевой пульсации (регулярное акцентирование каждой доли такта сменилось парным чередованием сильного и слабого акцентов, сначала — с сильными акцентами на 1-й и 3-й долях четырехчетвертного такта, позднее — на 2-й и 4-й). Пополнился арсенал приемов создания метроритмической конфликтности, полиритмии и синкопирования; обогатился исполнительский репертуар.

Характерная черта классического джаза — обращение к самым различным музыкальным источникам. Это фольклорная, бытовая, религиозная и академическая музыка многих народов мира — французская, испанская, итальянская, английская, ирландская, шотландская, немецкая, не говоря уже о народной музыке самих негров и цветных креолов Юга США, а также о латиноамериканских песнях и танцах. С особой яркостью в классическом джазе Нового Орлеана проявилась блюзовая традиция (в интонировании, звукоизвлечении, мелодике, гармонии, ритмике, музыкальной форме); сложился профессиональный исполнительский хот-стиль. Параллельно с негритянским хот-джазом получили развитие оркестровый регтайм и диксиленд. На основе новоорлеанского классического стиля возник целый ряд камерных джазовых стилей, в частности фортепианные (баррел-хаус, буги-вуги, гарлемский стиль). Тесно связано с ним возникновение чикагского стиля и раннего свинга. В конце 20-х годов нашего столетия классический джаз был оттеснен коммерческой танцевально-развлекательной музыкой больших оркестров; во 2-й половине 30-х годов — пережил период возрождения (так называемый «ривайвл-джаз»).

НЬЮ-ЭЙДЖ (англ. new age music — музыка нового века), квазиинтеллектуальная коммерческая музыка 80-х годов 20 века. Характеризуется звучанием «живых» инструментов или естественных звуков, включенных в плотную компьютерную подложку. Для нью-эйдж обычно отсутствие традиционной мелодики, она направлена скорее на медитацию или расслабление, нежели на слушание или танцы. Пользуется популярностью у «новых консерваторов» и «йяппи». В нашей стране представлена лишь случайными и редкими образцами.

ПАНК-ДЖАЗ (англ. punk, букв. — шпана, отребье), экспериментальное направление в джазе (оно имеет названия панк-фанк, ноу-уэйв и др.), возникшее на сцене клубов нижнего Ист-Сайда (Нью-Йорк) в самом конце 70-х годов 20 века. Его представители пытались вернуть джазу первоначальную простоту и энергию. Используя принципы минимализма, атональность, ритмические структуры фанка и диссонирующее пение, они создали довольно своеобразный, хотя и не слишком музыкальный стиль с сокрушительным ритмом, монотонным звучанием инструментов и раздражающе немелодичным вокалом. К середине 80-х годов движение распалось, хотя его представители продолжают действовать в «пограничных областях», между джазом, роком, авангардом и конкретной музыкой. В нашей стране панк-джаз оказал влияние на творчество рижской авангардной школы («АТОНАЛЬНЫЙ СИНДРОМ», «ЗГА» и др.), ленинградских «ДЖУНГЛЕЙ» (их программы 1985—1986 годов), московских «НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА» и «АСФАЛЬТА».

ПАНК-РОК (англ. punk, букв. — шпана, отребье и рок), термин, имеющий богатую событиями и длинную биографию. Впервые он прозвучал применительно к многочисленным самодеятельным (или «гаражным» — по обычному для них месту базирования) группам, возникшим в США после «британского вторжения»: грязное звучание плохих инструментов, выразительный минимализм и не связываемый цензурой текстовой эпатаж ограничили их популярность, но позволили сформировать собственную аудиторию. Позже нигилизм и монотонность панка были взяты на вооружение нью-йоркской артистической богемой, окружавшей клубы «Си-Би-Джи-Би» и «Макс Канзас Сити» (Пэтти Смит, TELEVISION, RAMONES, BLON-DIE, NEW YORK DOLLS), а от них перешли к клубной сцене Великобритании, боровшейся за выживание со стадионными шоу и напыщенной многозначительностью суперзвезд коммерческой сцены. На короткое время (1976—78) панк-рок стал наиболее популярным, хотя и безнадежно некоммерческим течением, однако к концу десятилетия, проложив дорогу «новой волне», вернулся в клубы, откуда и началось его восхождение.

Сегодня панк-рок и его многочисленные разновидности занимают довольно большой объем в общей массе выпускаемых записей. Большинство панк-групп имеют контракты с инди-фирмами и сохраняют радикально-критический взгляд на окружающую действительность. В СССР пионерами панка стали группа «АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ» Андрея «Свина» Панова и его немногочисленные последователи, среди которых, в частности, можно отметить «НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ», «ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК» и «БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД», а также эстонские «ТРЕСТ ОТБРОСОВ» и «ТУРИСТ» Харди Вольмера. Позже сугубо подпольная панк-сцена возникла в Москве, где ее основными представителями были «ДК», «ФУТБОЛ», «ЗЕБРЫ», «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» и т. д. В 1984 в Омске началась деятельность наиболее последовательной и концептуально смоделированной группы Егора Летова «ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА», которая породила волну подражаний и вместе с Тюменской «ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ВЫЖИВАНИЮ» инспирировала появление в Сибири мощного панк-движения. С выходом этой музыки из подполья и исчезновением ореола запретности интерес к панк-року не упал, ибо радикализм его наиболее одаренных представителей (Летов, Свин, Ник «Рок-н-Ролл») продолжает ломать все еще существующее табу в области морали.

ПОП-МУЗЫКА (поп-музыка) (англ. popular music, popmusic — популярная, общедоступная музыка), область музыкального искусства. Возникла в 19 веке как реакция на усложнившиеся формы «серьезной» музыки. Интенсивное развитие получила с начала 20 века. Различают традиционную «старую» популярную музыку и «новую» поп-музыку, обособившуюся c появлением рок-н-ролла. Наиболее общие признаки популярной музыки: тиражирование средствами массовой информации, коммерческий характер, стандартизированность музыкально-поэтического языка, акцент не столько на произведении, сколько на его исполнении, развлекательность, предполагающая легкость восприятия.

ПОП-РОК (англ. pop rock), синтез стилистических черт рок-музыки (рок-н-ролла, бит-музыки, хэви-метала и других) с различными типами популярной эстрадной песни (шансон во Франции, шлягер в Германии, так называемая массовая песня в СССР и странах Восточной Европы).

Возникновение и развитие поп-рока (в начале 60-х — середине 70-х годов на Западе; в конце 80-х годов в отечественной популярной музыке), как правило, связано с активной коммерциализацией чистой рок-музыки.

ПОСТ-ПАНК (англ. post punk — «после панка»), совокупность музыкальных форм, возникших в рок-музыке после 1980 (см. Новая волна). Часто в более узком смысле под пост-панком понимают генерацию групп, характерными чертами которых является использование принципов минимализма и ориентация на чистый гитарный (без синтезаторов и сэмплерной техники) звук: «ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА», «РАББОТА ХО», «БЕГЛЕЦ», «ДУРНОЕ ВЛИЯНИЕ» и т. п.

ПРОГРЕССИВ (прогрессивный рок), термин, в начале 70-х годов 20 века применявшийся к группам, вышедшим из андерграунда и группировавшимся вокруг независимых фирм «Айлэнд», «Крайзелис», «Вирджин» и «Каризма». Используя элементы арт- и джаз-рока, блюзовые структуры, нетрадиционные форматы (номера могли звучать от трех минут до получаса) и более поэтически глубокую и претендующую на некую философичность текстовую основу, эти музыканты создали стиль интеллектуальный и доступный одновременно. Впоследствии движение расслоилось, породив откровенно скучный АОР («рок для взрослых»), монументально-напыщенный арт-рок и его коммерческую форму в виде помпезного рока. По отношению к отечественным группам термин конкретного приложения не имеет, хотя те или иные черты «прогрессивного» мировоззрения были присущи многим группам 70-х годов.

РЕГГЕЙ (англ. reggae), разновидность современной поп-музыки, основой которой являются фольклор стран Карибского моря (прежде всего Ямайки), ска, калипсо, элементы латиноамериканской музыки и ритм-энд-блюза. К особенностям музыки реггей относятся: изощренная ритмика (в том числе с использованием полиритмии и полиметрии), принцип офф-бита, разнообразие применяемых ударных инструментов, двутактовая периодичность мелодических и гармонических структур, принцип «вопрос — ответ» как основа формообразования. Музыка реггей тесно связана с идеями и практикой такого религиозно-философского учения, как растафарианизм (объединение всех чернокожих жителей мира и их реэмиграция в Африку). Крупнейшие представители музыки реггей Боб Марли, Джимми Клифф, Эдди Грант. Элементы реггей и его репертуар нередко используются в других стилях поп-музыки (начиная с Луиса Примы и Фэтса Домино). В отечественной поп- и рок-музыке стиль реггей представлен в работах группы «КОМИТЕТ ОХРАНЫ ТЕПЛА», у Александра Лаэртского, Леонида Агутина.

РЕГТАЙМ (рэгтайм, сокращенно рэг) (от англ. ragtime, букв. — разорванное время), одна из предшествовавших джазу разновидностей инструментального (сольного или ансамблевого) музицирования, изначально связанная с негритянскими фольклорными истоками. Характерные черты «регтаймовой» манеры исполнения: сочетание постоянно синкопирующей мелодии с метрически четким маршеобразным сопровождением, имитация приемов игры на банджо, использование различных «ударных» эффектов («агрессивная» атака звука, стаккатность, жесткие акценты, не совпадающие с метрической сеткой такта, и т. п.), остинатное повторение особого рода мелодических и ритмических моделей, межтактовая фразировка, обилие диссонансов, кластеров. Во 2-й половине 19 века сложился специфический жанр фортепианного регтайма, получивший широкое распространение в 1870-х годах благодаря музыкантам «белого» менестрельного театра, имитировавшим некоторые архаические типы негритянской инструментальной музыки (например, negro jig piano). Термин ragtime (также rag, rag music, rag piano playing, ragging и другие его варианты) вошел в обиход с появлением фортепианных пьес “Maple Leaf Rag” («Рэг «Кленового листа», 1897, опубликован в 1899) С. Джоплина и “Ragtime March” (1897) У. Биба, а также популярной песенки Ф. Стоуна “Ма Ragtime Baby” (1898).

Развитие регтайма шло параллельно в нескольких направлениях. В раннем негритянском джазе он был представлен целым рядом жанровых разновидностей, объединенных общим названием honky tonk[y] music — и тесно связанных с блюзовой традицией, с музыкой уличных («марширующих») духовых оркестров и другими архаическими формами хот-музицирования. Фактически почти вся негритянская синкопированная музыка конца 19 — начала 20 веков до появления термина «джаз» именовалась «регтаймом». С менестрельным театром и кэйкуоком связано происхождение так называемого «концертного регтайма», вошедшего в репертуар эстрадных пианистов (энтертэйнеров) и представлявшего собой род «композиторской музыки» с характерным для нее типом ритмики, фактуры, гармонии и формы. Концертный регтайм носил преимущественно европеизированный характер. Кроме того, регтаймом назывался популярный американский бытовой танец, родственный кэйкуоку и получивший известность с 1903.

РЕТРО (от лат. retro  обратно), термин, употребляющийся для обозначения эстрадной музыки 50—60-х годов 20 века. Однако в широком смысле термин охватывает значительно большие временные границы (и с этой точки зрения к «ретро» в равной степени могут быть отнесены Гелена Великанова и «довоенный» Леонид Утесов). Граница ретро-музыки постоянно смещается в историческом времени (например, в разряд «ретро» попадают ранние песни А. Пугачевой). Также существуют проекты, сознательно использующие ретро-стилистику («ДОКТОР ВАТСОН», «БОЦМАН И БРОДЯГА» и др.)

РИТМ-ЭНД-БЛЮЗ (англ. rhythm and blues), одна из основных формул рока, сформированная в середине 50-х годов 20 века в Чикаго и, будучи имплантирована в белую британскую поп-сцену, давшая жизнь большинству последующих направлений и форм собственного рока. В 60-х и 70-х годах ритм-энд-блюз пытались играть многие, хотя мало у кого это получалось. Отметить следует прежде всего Алекса Уайта (Алексей Белов) и «УДАЧНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ» в Москве, Пита Андерсона в Риге, Юрия Ильченко, «МИФОВ» и «МАНИЮ» в Ленинграде и т. д. Сегодня блюз остается доминирующим элементом в творчестве рижского «ЦЕМЕНТА», ленинградских «ОПЫТОВ АЛЕКСАНДРА ЛЯПИНА», донецкого «ДИКОГО МЕДА» и ряда других групп. В Риге и Харькове в конце 80-х годов проходили специализированные блюзовые фестивали.

РОКАБИЛЛИ (от англ. rockabilly — народная песня, исполняемая в ритме рока), сплав рок-н-ролла и кантри-энд-вестерна (хиллбилли). В сравнении с рок-н-роллом отличается более распевной мелодикой и смягченным саундом (нередко отсутствуют духовые, фортепиано, иногда ладоударные). Звезды рок-н-ролла были также исполнителями рокабилли (Элвис Пресли, Джерри Ли Льюис).

РОК-МУЗЫКА (рок) (от англ. rock — раскачиваться), тип современной музыки. Стилевая основа — ритм-энд-блюз, кантри-энд-вестерн и рок-н-ролл. Рок-музыка сформировалась в Великобритании и США на рубеже 50—60-х годов 20 века, однако к предформам рок-музыки до известной степени можно отнести некоторые исполнительские формы блюза и госпел 20—30-х годов. К важнейшим признакам рок-музыки относятся: опора на блюзовые композиционные структуры и звукоряды, краткие бесполутоновые попевки (нередко в качестве риффов), гипертрофия метроритмического начала (с акцентом на четных долях такта), применение электрического и электронного усиления и преобразования звука, повышенная — нередко экстатическая — экспрессия вокального и инструментального интонирования. Формы бытования рок-музыки многообразны — от любительских групп до профессиональных коллективов, функционирующих в системах концертного и фонографического бизнеса. Для рок-музыки характерно внимание не столько к произведению, сколько к его исполнительской подаче. С момента своего появления рок-музыка нередко становилась компонентом молодежной культуры, выражая свойственный ей нонконформистский пафос. Вместе с тем значительная часть рок-музыки находится в рамках «массовой культуры». Рок-музыка представляет собой сложный конгломерат течений, выделившихся по музыкальным и внемузыкальным признакам: принадлежности к определенным социально-культурным движениям (например, психоделический рок, панк-рок), возрастной ориентированности (рок для подростков, для взрослых), динамической интенсивности (тяжелый рок), технической оснащенности (электронный рок), взаимодействию с теми или иными музыкальными традициями и стилями (барокко-рок, джаз-рок, фолк-рок и др.), месту в системе художественной культуры (рок-авангард, поп-рок). Важное значение для рок-музыки имеет визуальный фактор: манера поведения музыкантов, их стиль жизни, сценическое оформление рок-шоу, новые жанры визуальной подачи рок-музыки (видеоклипы).

РОК-Н-РОЛЛ (от англ. rock and roll — раскачиваться и крутиться), наиболее ранняя форма современной поп-музыки. Появилась в середине 50-х годов 20 века, в музыкальном отношении представляла собой упрощенный вариант ритм-энд-блюза с элементами музыки кантри. Для рок-н-ролла в целом характерен блюзовый двенадцатитакт в качестве структурной основы, техника риффов, звучание нескольких электрогитар, фортепиано, медных духовых, тенор-саксофона, краткие мелодические фразы, достаточно элементарный словесный текст, ярко выраженная танцевальная основа. Исполнителями рок-н-ролла были как белые (Элвис Пресли, Билл Хейли, Джерри Ли Льюис), так и чернокожие музыканты (Чак Берри). Такое же название получил парный танец, получивший широкую известность в 50-е годы; отличается крайней экспрессивностью, хореографическими поддержками и нарочитой небрежностью по отношению к партнерше, музыкальный размер — 4/4, темп быстрый.

РОК-ОПЕРА (опера в стиле рок), стремление рок-музыкантов к усложнению и «академизации» своего слишком уж несерьезного жанра, с одной стороны, и желание композиторов-академистов приблизиться к запросам широкой аудитории — с другой, вызвали появление такой странной вещи, как рок-опера. Если сочинения рок-музыкантов были, как правило, песенными циклами, мало похожими на настоящие оперы, но имеющими сквозной сюжет, то рок-оперы серьезных композиторов (прежде всего Э. Л. Уэббера) приближались к традициям Брехта и Вайля, т. е. заменяли традиционные арии, дуэты и хоры мелодически ясными и напоминающими песни номерами, так называемыми «зонгами». В русле той же традиции была написана и первая отечественная рок-опера А. Журбина и Ю. Димитрина «Орфей и Эвридика», исполненная в 1975 «ПОЮЩИМИ ГИТАРАМИ». Позже количество рок-опер увеличивалось с ужасающей быстротой, однако внимания среди них заслуживали немногие: «Фламандская Легенда» Р. Гринблата в исполнении тех же «ПОЮЩИХ ГИТАР», «Сказание о Емельяне Пугачеве» «АРИЭЛЯ», «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось» А. Рыбникова, поставленные Московским театром Ленкомом при участии группы «АРАКС».

РУССКИЙ РОК (национальный рок), термин, обозначающий направление в отечественном рок-движении, ориентированное на соединение традиций рок-н-ролла и русского мелоса. Ведущими представителями русского рока являются группы «ДДТ» (в песне которой он и прозвучал впервые), «ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ», «ЧАЙФ», «ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ».

РЭЙВ (англ. rave — веселое сборище, вечеринка), термин, возник применительно к вечеринкам или просто местам встреч западной молодежи, которые вошли в моду в конце 80-х годов 20 века. Основные элементы сформировались в конце 80-х — начале 90-х годов. В обустройстве современных рэйвов не последнюю роль стали играть свет и лазеры, а его непосредственное звучание целиком и полностью было отдано во власть самых последних экспериментов с компьютерными технологиями извлечения звука. Находящаяся по сути дела полностью в руках ди-джеев, музыка рэйвов развивается как разновидность эксплуатации электронного звучания со скоростью 120—180 ударов в минуту и стандартным набором используемых моделей синтезаторов, электронных ударных установок и сэмплеров с запрограммированными сегментами музыки, вырезанной из других записей.

РЭП (англ. rap), вокальная манера, впервые появившаяся в начале 80-х годов 20 века в арсенале американских диск-жокеев, хотя еще раньше практиковалась на Ямайке под названием «тоустинг». Представляет собой скороговоркою произносимый текст не всегда осмысленного содержания, наложенный на ритмический каркас фанка. В качестве художественного приема используется во многих формах современной «черной» музыки, став крайне популярным к концу 80-х годов (появился даже специальный раздел в чартах, отдельная программа в MTV). В отечественной истории первыми опытами в стиле рэп остаются работы куйбышевского журналиста и диск-жокея Александра Астрова группы «ЧАС ПИК». Отдельные номера, использующие вокальную технику рэпа, присутствуют и у других исполнителей.0

СВИТ-МУЗЫКА (англ. sweet music, букв. — сладкая, приятная музыка), понятие, характеризующее ряд стилевых разновидностей коммерческой развлекательной и танцевальной музыки с элементами джаза, а также коммерциализированный джаз, предназначенный для удовлетворения вкусов и запросов аудитории популярной музыки. Термин «свит-музыка» (в узком смысле) связан с практикой широко распространенных в 20-е и 30-е годы нашего века больших коммерческих оркестров, выступавших в респектабельных дансинг-холлах и отелях с танцевальным и песенным репертуаром сентиментального, чувственно-экзальтированного или элегического, иногда романтически-приподнятого характера. Свит-оркестры приглашались для участия в постановках мюзиклов и водевилей, в съемках музыкальных фильмов, в разного рода эстрадно-развлекательных и театрализованных программах (шоу, ревю, варьете и т.п.). Для свит-музыки типичны умеренные или медленные темпы, мягкое, приглушенное звучание (sub tone), использование сурдин, смешение тембров (например, сочетание духовых и струнных смычковых), пристрастие к закругленной песенно-кантиленной мелодике в вокальных и инструментальных соло, интимная манера исполнения, преобладание в вокальной сфере альтовых женских и высоких мужских голосов, традиция лирического мужского фальцетного пения. Особое внимание здесь уделяется аранжировке, тщательно продуманной во всех деталях и приближающейся по значению к композиции. Эта музыка обычно бывает далека от джаза, несмотря на подражание ему. Ее можно охарактеризовать (пользуясь выражением Дж. Гершвина) как музыку, написанную «в духе джазовых идиом».

Ранний период развития свит-музыки связан с именами П. Уайтмена и Эла Джолсона. Еще в 1910-е годы Уайтмен организовал в Сан-Франциско ансамбль из 9 человек, игравший в свит-стиле. В 20-е годы он руководил большим оркестром, в репертуар которого наряду с обычной популярно-развлекательной музыкой входили произведения симфонизированного типа, с более утонченной инструментовкой, развитой композиционной структурой, усложненной техникой тематической разработки. С легкой руки Уайтмена музыка такого рода стала называться «симфоджазом» (symphonic jazz, symphojazz), хотя по-настоящему серьезные опыты синтеза идей симфонической музыки и джаза в ней составляли редкое исключение (к их числу принадлежат некоторые композиции Дж. Гершвина и Ф. Грофе, в частности “Rhapsody in Blue”, созданная Гершвином специально для оркестра Уайтмена и прозвучавшая в его исполнении в 1924 в нью-йоркском Эолиэн-холле). Вместе с тем Уайтмен был одним из первых руководителей коммерческих свит-оркестров, которые непосредственно сотрудничали с джазовыми музыкантами (с оркестром Уайтмена выступали, например, «Бикс» Бейдербек, Ф. Трамбаузо, Дж. и Т. Дорси, Дж. Венути, Э. Ланг, Дж. Тигарден, «Ред» Норво, М. Бэйли, «Бинг» Кросби и др.). Менестрельный актер Эл Джолсон, выступавший и как певец, нередко открыто подражал джазовым исполнителям, иногда пародировал их. «Оджазированную» танцевально-развлекательную музыку в 20-е и 30-е годы играли также оркестры Р. В. Кана, Ж. Голдкетта, Г. Ломбардо, Р. Нобла, Ф, Уэринга, Р. Уэлли, Г. Холла, Дж. Хилтона. В числе известных композиторов свит-музыки могут быть названы Дж. Гершвин, Дж. Керн, К. Портер, Э. Берлин, Р. В. Кан, X. Кармайкл, В. Юманс, В. Дюк, Р. Роджерс, Р. Фримл, Р. де Ковен, В. Герберт, 3. Ромберг. Развитие коммерциализированного свит-джаза связано с оркестрами Г. Грэя (CASA LOMA ORCHESTRA), К. Маккоя, Ш. Филдса, К. Лукаса, Б. Поллака, братьев Дорси, А. Шоу, Б. Моутена, Д. Редмена, Э. Керка, Р. Маккинли и другими. В период свинга (30—40-е годы) сформировалось направление «свит-свинг», наиболее ярко представленное в репертуаре больших оркестров Б. Гудмена и Г. Миллера. Истоки его ведут к джазу чикагского стиля (20-е годы), так называемому «стрэйт-джазу» (от англ. straight-jazz, букв. — прямой, правильный, упорядоченный джаз, европеизированному эстрадно-концертному джазовому стилю 20-х годов) и лирическому «стилю настроения» (mood style), созданному «Дюком» Эллингтоном в начале 30-х годов. Одним из лучших современных оркестров свит-свинга руководит Н. Ридл. Из вокалистов в области свит-музыки и свит-джаза ведущими считаются «Бинг» Кросби, Э. Уотерс, Нат «Кинг» Коул, Билли Холидей, Сара Вон, П. Бэйли, П. Ли, А. O’Дэй, Б. Экстайн и некоторые другие. Традиции свит-музыки в большей или меньшей степени нашли продолжение также в стилях ритм-энд-блюз, прогрессив, кул, фанк, соул, боссанова-джаз, фри-джаз, джаз-рок. Свит-стиль сохраняет свое значение в самых различных областях современной поп-музыки.

СИМФОДЖАЗ (англ. simphojazz), термин, означающий сплав легкожанровой симфонической музыки с джазом. Впервые его употребил в 20-х годах 20 века известный американский дирижер Пол Уайтмен. В большинстве случаев это была танцевальная музыка с налетом «салонности». Однако тот же П. Уайтмен стал инициатором создания и первым исполнителем знаменитой «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина, где слияние джаза и симфонической музыки оказалось на редкость органичным. Были попытки воссоздать подобный синтез в новом качестве и в более позднее время.

СКА (англ. ska — народная вест-индская музыка), более архаичная, нежели реггей, форма фольклора Ямайки. В 60-е годы 20 века была известна как блю-бит и вместе с мигрантами из Вест-Индии попала в Великобританию. Оставаясь на протяжении 60—70-х годов чисто «расовой», музыка ска стала популярна в конце 70-х годов вместе с фольклором других этнических меньшинств, с появлением интеррасовых групп, связанных с независимой манчестерской фирмой «2-Тоун» (SELECTOR, SPECIALS, BEAT), что позволило ей добиться успеха на мировом уровне. Сегодня одной из наиболее близких к традициям ска групп являются UB-40. В нашей стране пионерами ска стали ленинградские «СТРАННЫЕ ИГРЫ». Позже элементы ска успешно ассимилировали в своем творчестве и другие группы, в частности московская «БРИГАДА С».

СОУЛ (от англ. soul — душа), разновидность ритм-энд-блюза с элементами спиричуэл. Наиболее популярный стиль негритянской музыки в 60-х годах 20 века (Арета Фрэнклин, Отис Реддинг, Джеймс Браун, Стиви Уандер). В музыке соул различают несколько направлений, важнейшие из которых — так называемый «мемфисский» и «детройтский» соул.

СОФИСТИКЭЙТЕД-ДЖАЗ (англ. sophisticated jazz — утонченный джаз), понятие, охватывающее собой интеллектуализированные разновидности джаза, отличающиеся повышенной сложностью музыкального языка, формы, метроритмики, гармонии, тональной организации инструментовки и других выразительных средств, тенденцией к утверждению приоритета композиции и аранжировки над импровизацией, к синтезу традиций негритянской и европейской музыкальных культур, к модернизации джазовой стилистики. В широком смысле под «софистикацией» (sophistication) можно подразумевать все те ассимиляционные процессы, которые привели к образованию смешанных форм афро-американской и евро-американской культуры, к синтезу негритянских и европейских традиций, то есть в конечном счете к возникновению джаза. Другая сторона «софистикации» связана с частичной утратой традиционной негритянской культурой самобытности и аутентичности вследствие ее приспособления к новым условиям бытования. Фактически «софистикация» затронула все основные разновидности афро-американского фольклора и джаза. Существуют «софистикэйтед-блюз», «софистикэйтед-спиричуэл», «софистицированные» типы джазовой музыки. Особенно важна роль «софистикации» в формировании современных стилей джаза.

:: счётчики Музыка mp3
:: наверх
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz