:: Guitar Portal 3 >> статьи >> музыкальные стили - часть 3 (Т-Э)
:: статьи

:: Музыкальные стили - часть 3 (Т-Э)

- составитель: Zheka             :: по материалам "Кирилл и Мефодий - энциклопедия рока, джаза и поп-музыки `98"

- ТЕХНО -

- ТЕХНО-ПОП -

- ТЕХНО-РОК -

- ТРАНС -

- ТРЕТЬЕ ТЕЧЕНИЕ -

- ТРИП-ХОП -

- ФАНК -

- ФОЛК-РОК -

- ХАРД-БОП -

- ХАРДКОР -

- ХАРД-РОК -

- ХАРД-ЭНД-ХЭВИ -

- ХИЛЛБИЛЛИ -

- ХИП-ХОП -

- ХОТ-ДЖАЗ -

- ХЭВИ -

- ХЭВИ-МЕТАЛ -

- ЧИКАГСКИЙ СТИЛЬ -

- ЭЙСИД-ХАУЗ -

- ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА -

- ЭЛЕКТРОННЫЙ РОК -

- ЭЛЕКТРО-ПОП -

- ЭМБИЕНТ -

 

ТЕХНО (англ. techno), термин, относящийся к области современной поп-музыки. Берет свое начало из нескольких стилей (рок, индастриэл, денс-поп и электронный нью-эйдж). Прародителем этого стиля считается музыка группы KRAFTWERK, которая дала рождение электронной танцевальной музыке выходом своего знаменитого альбома 1981 “Computer World”. Музыка индастриэл была также одним из сильнейших по влиянию источников для развития раннего техно. Первоначально зарекомендовавшие себя как чисто индастриэл-группы CABARET VOLTAIRE и FRONT 242, эти команды решили перепрофилироваться, и уже к концу 80-х годов обе имели в своей дискографии по одному-два менее шумных, чем ранее, но зато целиком танцевальных альбома. Таким образом, их собственное звучание оказалось на перепутье между индастриэл и евро-попом тех же KRAFTWERK, DEPECHE MODE и THE ART OF NOISE. Третьим важнейшим вдохновителем техно стала хаус-музыка. Придуманная американскими ди-джеями из Чикаго и Детройта в самом начале 80-х годов, она прекрасно уместила в себе соул и фанк вместе с шумным новомодным звучанием драм-машин. А когда на вооружении появились аналоговые синтезаторы новых поколений, пионеры техно-движения, такие как CYBOTRON и YELLO просто наложили хаус-ритмы на компьютеризированное звучание KRAFTWERK, что в конечном итоге привело к убыстрению танцевальных ритмов на протяжении всех 80-х годов благодаря стараниям MOBY и PROGRAM 2.

Интеллиджент-техно и транс выступили против моды на быстрые ритмы. Использование новых сэмплов и гармоний откровенно роднило эту музыку с традиционными опусами TANGERINE DREAM, Жана-Мишеля Жарра и Клауса Шульце. Более того TANGERINE DREAM наряду с KRAFTWERK оказалась музыкальным источником для большинства современных техно-коллективов, начиная с THE PRODIGY и THE CHEMICAL BROTHERS и заканчивая европейскими техно-проектами типа DUNE, BLUMCHEN или CHARLY LOWNOISE & MENTAL THEO.

ТЕХНО-ПОП, возник как разновидность развлекательной электронной музыки. «Побочный продукт» деятельности западногерманской школы электронной музыки (Конни Планк, NEU, KRAFTWERK, Клаус Шульце). Техно-поп неожиданно вышел на большую арену в середине 80-х годов, когда аудитория, уставшая от крупных форм арт-рока, нигилизма панков и примитивного гедонизма массовой эстрады, нашла в этой музыке комфортную и не требующую усилий для восприятия замену интеллектуальному року 70-х годов. Для техно-попа характерны пышные аранжировки, массированное использование современной компьютерной техники, лапидарные танцевальные ритмы. Очень близко к музыке техно-поп стоит электро-поп, отличающийся разве что большей простотой и свободой в выборе мелодической основы — от поп-музыки до фанка.

ТЕХНО-РОК, разновидность арт-рока, характеризующаяся технически сложным оформлением музыкального материала.

ТРАНС (англ. trance), стиль современной танцевальной музыки. Очень похожий на эмбиент и эйсид-хауз, транс все же мягче, чем обычное техно, но тоже позволяет активно двигаться и танцевать (в отличие от эмбиента). Известны также некоторые разновидности транса — goa trance, acid-trance, deep trance, hardtrance. Скорость треков колеблется около отметки 150 ударов в минуту.

ТРЕТЬЕ ТЕЧЕНИЕ (англ. third stream), стилевое направление в современной музыке, занимающее промежуточное положение между академическим музыкальным искусством и джазом (именно они и подразумеваются под «первым» и «вторым» течениями), возникшее на основе их синтеза. Термин введен в 1959 американским композитором Гюнтером Шуллером, который является ведущим представителем данного направления. Эксперименты в области «третьего течения» можно условно подразделить на три группы: 1) попытки освоения джазовыми музыкантами идей и принципов современной академической музыки; 2) создание академическими композиторами произведений, специально предназначенных для исполнения джазовыми музыкантами; 3) совместное творчество джазовых и академических музыкантов.

ТРИП-ХОП (англ. trip-hop), стиль современной танцевальной музыки. Звучит сравнительно медленно (85—115 ударов в минуту). У истоков стиля стояли Джефф Атли (PORTISHEAD), Джеймс Лавелл, основатель самого известного трип-хоп-лейбла “Mo’Wax Records”, лос-анжелесский продюсер и рэппер по совместительству Джастин Уорфилд и бристольское семейство TRICKY/MASSIVE ATTACK.

ФАНК (фанки) (англ. funk — испуганный), в поп-музыке одна из форм ритм-энд-блюза. Термин родился в джазе 50-х годов 20 века, где означал не столько стиль игры, сколько определенное психическое состояние. Позже с названием фанк стали ассоциировать определенные ритмические структуры, в конце 60-х годов перекочевавшие в арсенал ряда исполнителей соул, в частности Джеймса Брауна и Джорджа Клинтона, создавших своего рода экспериментальную фанк-школу своими группами PARLAMENT/FUNKADEIC. Для фанк характерны выдвинутая на первый план ритм-секция, остро синкопированная партия бас-гитары, остинатные риффы в качестве мелодико-тематической основы композиции, электронный саунд, взвинченный экстатический вокал, быстрый темп музыки. В 80-е годы фанк разделился на ряд более специальных направлений: от ортодоксального следования «канонической» манере Брауна до вполне коммерческой рок-музыки, в которой технические приемы фанка лишь придают своеобразие традиционному песенному материалу (см. также Панк-джаз). В отечественной практике групп, играющих «чистый» фанк, не наблюдается, однако многие исполнители берут на вооружение те или иные его элементы (например технику слэпа — особой игры на бас-гитаре), как это имеет место в случае ленинградских «БРИЛЛИАНТОВ ОТ НЕККЕРМАНА».

ФОЛК-РОК (англ. folk rock — народный рок), формы рок-музыки, в которых мелодическая основа построена либо на прямых заимствованиях из фольклора, либо на фолк-стилизациях. На Западе фолк-рок — огромный пласт рок-культуры, имеющий собственную аудиторию, специализированные фирмы грамзаписи, огромные тиражи пластинок и постоянно растущий ареал распространения — за счет взаимопроникновения фольклорных традиций разных стран, что получило название уорлд-мюзик (от англ. world — всемирный). В отечественной практике первые попытки синтеза фольклора и рок-формул были предприняты рядом ВИА в конце 60-х — начале 70-х годов («ПЕСНЯРЫ», «АРИЭЛЬ»). Несмотря на ряд интересных и действительно творческих работ, отечественный фолк-рок быстро выродился в конъюнктурно-спекулятивный и безадресный китч, во многом дискредитировавший всю идею. Позже предпринимались отдельные попытки восстановить отношения фолка и рока (сюита Александра Градского «Русские Песни», работы туркменской группы «ГЮНЕШ», фольклорные эпизоды «ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКИ» С. Курехина и т. п.), однако, единого фолк-рок-движения у нас в стране нет.

ХАРД-БОП (англ. hard bop — твердый, жесткий боп), стиль современного джаза. Известен также под названиями «ривайвл-боп» («возрождение бопа»), «необоп» («новый боп»), «модерн-боп» («современный боп»). Является продолжением традиций классического хот-джаза, ритм-энд-блюза и бибопа. Возник в 1-й половине 50-х годов 20 века как реакция на академизм и европейскую ориентацию кул- и вест-коуст-джаза, достигших к этому времени своего расцвета. Характерные черты раннего хард-бопа — примат мелодической импровизации, преобладание жестко акцентированной ритмики сопровождения, усиление блюзовых элементов в интонировании и гармонии, возрождение хот-тона, тенденция к выявлению вокального начала в импровизации, некоторое упрощение музыкального языка по сравнению с экспериментами музыкантов бибопа, кул- и вест-коуст-джаза.

Центром возникновения и распространения хард-бопа являлся гарлемский клуб “Minton's Playhouse”, который в начале 40-х годов был главным местом встреч музыкантов-боперов. К концу 50-х годов «жесткость» хард-бопа стала постепенно сглаживаться, образовались новые его стилевые формы, более утонченные и интеллектуализированные, — фанк (от англ. funky — терпкий, пряный) и соул (от англ. soul — душа). В 60-е годы на основе хард-бопа и кул-джаза развился новый стиль — фри-джаз (от англ. free jazz, букв. — свободный джаз). Основные представители хард-бопа — в большинстве своем негритянские музыканты. Первым из ансамблей этого стиля записался на пластинки квинтет А. Блэйки JAZZ MESSENGERS (1954). Другие ведущие музыканты хард-бопа: С. Роллинс, X. Мобли, Д. Берд, Л. Морган, Дж. «Кэннонболл» Эддерли, Дж. Колтрэйн, К. Браун, М. Роуч, X. Сильвер, Б. Голсон, Б. Тиммонс и др. Широкое распространение хард-боп получил в Европе, например в странах Скандинавии, во Франции, Чехословакии.

В. Озеров

ХАРДКОР (англ. hardcore), музыкальный стиль, одна из разновидностей рэйва.

ХАРД-РОК (англ. hard rock, от hard — твердый и рок), первоначально — энергичный и жесткий рок-н-ролл ранних рокеров — особенно в сравнении со «сладким» звучанием поп-звезд начала 60-х годов 20 века. В эпоху мерси-бита, блюз-бума, психоделики — на всем протяжении 60-х годов — хард-рок пребывал «в опале», но всегда находил свою аудиторию. В конце 60-х годов его агрессивное и динамичное звучание, усиленное звуком клавишных (ранее хард-рок обходился гитарами) и слегка «облагороженное» использованием элементов арт-рока и блюзовых ритмо-мелодических формул, стало вновь актуально и популярно. Смыкаясь на одном фланге с прогрессивным роком, а на другом — с бескомпромиссными приверженцами традиционного буги хард-рок успешно пережил 70-е годы, хотя в конце десятилетия на время потерял публику, но три года спустя возродился в составе движения хард-энд-хэви.

ХАРД-ЭНД-ХЭВИ (англ. hard — твердый, жесткий и heavy — тяжелый), бытующее в прессе название всей «тяжелой музыки». См. также Хэви-метал.

ХИЛЛБИЛЛИ (англ. hillbilly), одно из традиционных названий американской музыки кантри, бытовавшее в 1920-е годы. Относилось также к исполнителям этой музыки. Сомнительна версия, согласно которой данное выражение в русском переводе звучит как «парень с холмов» (в значении «деревенский житель»). По более точным сведениям, слово «хиллбилли» происходит от имени Билли Хилла (1899—1940) — профессионального скрипача и певца, исполнителя баллад и вестернов (ковбойских песен).

ХИП-ХОП (англ. hip-hop), в музыке — родственный рэпу стиль 80-х — 90-х годов, включающий брейк-данс, дискотеки с ди-джеями и т. п.

ХОТ-ДЖАЗ, хот (англ. hot jazz — буквально горячий, темпераментный джаз), термин, обычно используемый применительно к негритянскому джазу раннего периода (до свинга), тесно связанному с африканскими истоками и отличавшемуся особой экспрессивностью, эмоциональной возбужденностью, высоким динамическим накалом, главенством ритмической и мелодической выразительности над гармонической и композиционно-структурной логикой, стремлением к максимальной импровизационной свободе. В этом смысле хот-джазу противопоставляются европеизированные разновидности джаза, а также некоторые типы коммерческой популярно-развлекательной музыки, испытавшей на себе влияние негритянского джаза, но по существу являющейся псевдоджазовой (выдаваемой за джаз, но не имеющей к нему прямого отношения) или квазиджазовой (создаваемой в духе джаза).

Возможна и более широкая трактовка данного понятия, не ограниченная определенными хронологическими или стилевыми рамками. В этом случае к хот-джазу могут быть причислены многие стилевые разновидности джазовой музыки, обладающие рядом характерных признаков, — таких, например, как ориентация на сохранение исконно негритянских традиций (в мелодике, ритмике, гармонии, форме и т. д.), доминирующая роль импровизационного начала, наличие комплекса специфических приемов звукоизвлечения, интонирования, фразировки, метроритмической техники наряду с иными особенностями манеры исполнения (для обозначения которых используются специальные термины, производные от слова «хот»: хот-тон, хот-интонация, хот-соло, хот-импровизация, хот-инструментарий, хот-ансамбль и другие).

ХЭВИ (англ. heavy — тяжелый), вторая блюзовая волна конца 60-х годов 20 века. Группы CREAM, JEFF BECK GROUP, LED ZEPPELIN, FLEELWOOD MAC) и близкие к ним «психоделические» группы (типа BLUES MAGOOS) взяли на вооружение и довели до абсолюта прием создания ощущения «тяжести» у слушателя, изобретенный десятью годами раньше блюзменами Чикаго. Позже использовался как синоним для описания музыки групп, игравших «тяжелый» ритм-энд-блюз и — как антитеза хард-року — для указания на блюзовую основу исполнявшегося номера. К понятию хэви-метал прямого отношения не имеет.

ХЭВИ-МЕТАЛ — наряду с новой волной хэви-метал — наиболее популярное, но и наиболее коммерциализированное направление в роке 80-х годов 20 века. Хотя сам термин «хэви-метал» (позаимствованный из книги Уильяма Берроуза «Обнаженный завтрак») используется с начала 70-х годов, современная школа стиля имеет слабое отношение к эстетике хэви и хард-рока 70-х годов. Нынешний хэви-метал возник в начале 80-х годов как реакция на непрофессионализм и коммерческую несостоятельность панк-рока, хотя его адепты, объединенные прессой под именем «новая волна британского хэви-метала» (отсюда и название!), прошли в большинстве своем школу панк-рока и заимствовали у него темы, монотонность и некоторые исполнительские приемы. Позже стилевое сходство сблизило их с исполнителями хард-рока, сохранившими верность своей музыке с 70-х годов. Совокупность всей «тяжелой» музыки получила в прессе название хард-энд-хэви. Наиболее коммерчески успешная форма хард-энд-хэви — так называемый «мелодический» или «гармонический металл» — едва ли имеет отношение к року: это слегка утяжеленная (часто за счет внешних атрибутов) поп-музыка. Внутри ортодоксального «металла» также имеется ряд течений, отличающихся набором стилевых приемов, внешними атрибутами или тематикой (трэш, спид, блэк-метал и т. п.).

ЧИКАГСКИЙ СТИЛЬ (англ. Chicago style) возник в начале 20-х годов 20 века. Исторически занимает промежуточное, переходное положение между классическим новоорлеанским джазом и свингом. Сложился на основе традиций раннего негритянского джаза имитировавших его диксиленд-бэндов. Основные особенности: европеизированная трактовка негритянских музыкальных идиом, замена коллективной импровизации серией хот-соло в обрамлении аранжированными эпизодами, обособление ведущего мелодического голоса и отказ от респонсорного (вопросоответного) взаимодействия его с другими голосами ансамбля, опора на устойчиво повторяемую структурно-гармоническую модель («квадрат»), акцентирование 2-й и 4-й долей четырехчетвертного такта, преобладание фигурационного варьирования мелодии над парафразированием и т. д.

Чикагский стиль способствовал дальнейшему развитию свит-джаза, а также оркестрового свинга, который пришел ему на смену в 30-е годы. Важнейшие представители негритянского джаза в Чикаго (так называемый «новоорлеанско-чикагский джаз»): «Кинг» Оливер, Л. Армстронг, Т. Лэдниер, Ф. Кеппард, Дж. Нун, Дж. Доддс, «Бэби» Доддс, Л. Хэмптон, «Джелли Ролл» Мортон, Л. Хардин-Армстронг, «Бад» Скотт, Э. Тэйт, К. Диккерсон, Д. Пейтон, «Док» Кук. Из белых музыкантов чикагского джаза наиболее значительными являются: «Бикс» Бейдербек, «Мэггеи» Спэниер, М. Камински, «Пи Ви» Рассел, «Мезз» Меззроу, Ф. Тешемахер, Л. Рапполо, Б. Гудмен, Ф. Трамбауэр, Дж. Макпартленд, Дж. Салливан, «Бад» Фримен, Э. Кондон, Дж. Крупа, Б. Поллак.

ЭЙСИД-ХАУЗ (англ. acid house), стиль современной танцевальной музыки (120—140 ударов в минуту). Практиковался еще DJ Pierre (PHUTURE) и BAM BAM и стал прародителем «музыки экстремальностей» (использование богатого набора ударных и машины “TB303 Bassline” фирмы “Roland”), которая после дезертирства так называемых «эйсид тедз» (уличных пижонов, обожавших эйсид, кислоту) и образования новой прослойки общества (вечно хулиганствующих футбольных фэнов), считающей эйсид своей любимой музыкой, стала андеграундной. В эйсид появилось очень много от хардкора, а сам эйсид стал удивительно быстрыми темпами рождать в своих недрах все больше и больше экспериментов.

Тип эйсид наиболее глубоко представлен маэстро Ричи Хотином (Richie Hawtin), более известным под именем Пластикман (Plastikman). Модным сейчас дискотечным трэнсом занимается CJ Bolland. Есть и другие, как, например, голландская gabba или как ее еще величают thug house («убийственный хаус»). Этот стиль был излюбленным у британских музыкантов — от KLF, OAKENFOLD, Andrew Weatherall (SABRES OF PARADISE) до эйсид-металл-хип-хоп-химер из THE CHEMICAL BROTHERS.

ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА, музыка, создаваемая и исполняемая с помощью электронно-акустической генерирующей, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры (электронных, в том числе компьютерных, синтезаторов). В 1950—60-х годах электронная музыка была самостоятельным музыкальным направлением (К. Штокхаузен, Э. Кшенек, Э. В. Денисов, А. Г. Шнитке, С. А. Губайдулина и др.), ныне составная часть прикладной музыки (в кинофильмах, театральных спектаклях), рок-музыки.

ЭЛЕКТРОННЫЙ РОК, условный термин, объединяющий исполнителей, ориентированных на использование синтезаторов как главного музыкального выразительного средства. В чистом виде был популярен в начале 70-х годов 20 века, позже сохранился лишь в виде «полигона» для испытания новой компьютерной и т. п. техники, а также в качестве декоративного элемента в других стилях.

ЭЛЕКТРО-ПОП, этим термином объединяется вся музыка новой волны после 1980, в которой доминирует звучание клавишных. В большей степени это понятие относится к принципу аранжировки, нежели к мелодическому материалу, который может иметь любую основу: блюз, соул, фанк, реггей и т. п. В отечественной практике чаще всего опирается на традиционный поп-материал, в силу чего ближе к обычной эстраде (типичный пример — группа «ФОРУМ»).

ЭМБИЕНТ (англ. ambient, букв. — окружающий), стиль современной электронной музыки. Основан на использовании сэмплов живой природы, естественных шумов и «космических» звуков. Истоки стиля можно отыскать в начале 70-х годов 20 века (Брайан Ино опубликовал свои первые «атмосферические» работы). Характерной чертой направления является почти полное отсутствие бита (иногда, правда, можно услышать мягкие и завораживающие драм-партии). В современной рэйв-культуре часто практикуется использование такой музыки в комнатах, где танцевальное возбуждение сменяется релаксацией (так называемых чилл-аутах).

:: счётчики Музыка mp3
:: наверх
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz